Издаётся с сентября 1923 года
DOI: 10.33622/0869-7019
Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, АЭРОДРОМОВ, ТОННЕЛЕЙ
  • Особенность расчета на прочность жестких покрытий аэродромов
  • УДК 625.717.2.032.3 DOI: 10.33622/0869-7019.2020.12.30-33
    Владимир Владимирович ТАТАРИНОВ, кандидат технических наук, доцент, e-mail: tatarinov@madi.ru
    Андрей Викторович ФОМИН, кандидат технических наук, e-mail: a.fomin@madi.ru
    Екатерина Александровна МАКАРОВА, аспирантка, e-mail: makarova-e-a@mail.ru
    ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», 125319 Москва, Ленинградский просп., 64
    Аннотация. Расчет на прочность жестких аэродромных покрытий выполняется по предельным состояниям. В этой связи расчетной моделью покрытия является тонкая пластина на упругом основании, а опора самолета рассматривается как комбинация распределенной нагрузки и сосредоточенных сил. В статье приведены результаты исследования влияния параметров самолетной тележки основной опоры на результаты прочностного расчета жестких аэродромных покрытий. Установлено, что при расчете жестких покрытий гражданских аэродромов на прочность проявляется особенность, не известная ранее. Она заключается в том, что может быть найдено значение толщины слоя покрытия, теоретически удовлетворяющее предельному состоянию, но недопустимое практически. Данная особенность характерна для самолетов с шестиколесной тележкой (для самолетов с четырех- и двухколесной тележкой эта специфика не отмечена). Выполнены и проанализированы расчеты бетонного покрытия при воздействии самолета с шестиколесной опорой. Исследования показали, что существующий метод расчета жестких аэродромных покрытий на прочность имеет существенный недостаток, характерный для самолетов с рассмотренной опорой. Применение действующей методики прочностного расчета для таких самолетов может привести к неверным результатам, поэтому она нуждается в корректировке.
    Ключевые слова: жесткое покрытие аэродрома, расчет на прочность по предельным состояниям, изгибающий момент, самолеты с шестиколесной опорой, сосредоточенная сила, пластина на упругом основании.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Коренев Б. Г., Черниговская Е. И. Расчет плит на упругом основании. М. : Госстройиздат, 1962. 356 с.
    2. Коренев Б. Г. Задачи теории теплопроводности и термоупругости. Решения в Бесселевых функциях. М. : Наука, 1980. 400 с.
    3. Татаринов В. В., Фомин А. В. Расчет прогибов плиты аэродромного покрытия с учетом размера отпечатка авиашины // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2017. № 4(14). С. 4.
    4. Гаврилов В. С., Денисова Н. А., Калинин А. В. Функции Бесселя в задачах математической физики. Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2014. 40 с.
    5. Tatarinov V. V., Makarova E. A. Rigid arfield pavement design [Жесткая конструкция аэродромного покрытия] // Science Journal of Transportation. 2015. No. 6. Pp. 45-47.
    6. Татаринов В. В., Хиеу Ван Нгуен. Оценка коэффициента динамичности аэродромного покрытия аэропорта "Камрань" (Вьетнам) // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). 2016. № 3(46). С. 98-103.
    7. Садовой В. Д. Дифференциальное уравнение Бесселя. М. : МАДИ, 2019.100 с.
    8. Тимошенко С. П., Войновский-Кригер С. Пластинки оболочки. М. : Наука, 1966. 636 с.
    9. Голоскоков Д. П. Уравнения математической физики. Решение задач в системе Maple. СПб : Питер, 2004. 539 с.
    10. Семенов А. С., Якушев И. А., Егоров А. Н. Математическое моделирование технических систем в среде MATLAB // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 56-64.
  • Для цитирования: Татаринов В. В., Фомин А. В., Макарова Е. А. Особенности расчета на прочность жестких покрытий аэродромов // Промышленное и гражданское строительство. 2020. № 12. С. 30-33. DOI: 10.33622/0869-7019.2020.12.30-33.


НАЗАД