Издаётся с сентября 1923 года
DOI: 10.33622/0869-7019
Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science

Просьба авторам НЕ высылать в редакцию журнала статьи письмом или бандеролью с объявленной ценностью!


Образец оформления 1-й страницы рукописи

УДК 624.03:378.669/72

О подготовке специалистов архитектурно-строительной отрасли на основе парадигмы биосферной совместимости

Вячеслав Александрович ИЛЬИЧЕВ, академик РААСН, доктор технических наук, профессор, вице-президент по направлению "Инновации", e-mail: ilyichev@raasn.ru

Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), 107031 Москва, ул. Большая Дмитровка, 24, стр. 1

Виталий Иванович КОЛЧУНОВ, академик РААСН, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой уникальных зданий и сооружений, e-mail: asiorel@mail.ru

Наталья Владимировна БАКАЕВА, доктор технических наук, профессор, доцент, e-mail: natbak@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», 305040 Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Аннотация. Анализируется содержание образовательных и профессиональных стандартов по направлению "Градостроительство". Приводится ретроспектива возникновения этого направления подготовки градостроителей в вузах страны на многоуровневой основе. Представлена схема реализации современной модели подготовки градостроителей на основе взаимодействия профессиональных и образовательных стандартов путем гармонизации набора компетенций и трудовых функций будущих специалистов. Дана оценка эффективности реализуемой модели с позиции общей парадигмы и принципов преобразования города в биосферосовместимый и развивающий человека. Установлено, что цели подготовки градостроителей в профессиональных и образовательных стандартах не совпадают и не объединены общей идеей, направленной на разработку пространственных решений для конкретных территорий с учетом социальных, природных и экономических факторов. Подчеркивается, что современные образовательные и профессиональные стандарты не отражают в качестве развивающих методов и инструментов балансы биотехносферы. Констатируется, что низкий уровень профессиональной подготовки специалистов-градостроителей является причиной проблем современного градостроительства, связанных с нарушением правил градостроительного и земельного законодательства, а также лоббированием интересов застройщиков в угоду их коммерческим выгодам. В целях повышения эффективности подготовки градостроителей необходимо использование научного, образовательного и инновационного потенциалов образовательных и научных организаций.

Ключевые слова: архитектурно-строительное образование, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, градостроительство, принципы преобразования города в биосферосовместимый и развивающий человека.

 

UDC 624.03:378.669/72

On Training of Specialists in Architecture and Construction Industry Based on the Paradigm of Biosphere Compatibility

Vyacheslav А. ILYICHEV, e-mail: ilyichev@raasn.ru

Russian Academy of Аrchitecture and Сonstruction Sciences (RAACS), ul. Bolshaya Dmitrovka, 24, str. 1, Moscow 107031, Russian Federation

Vitaliy I. KOLCHUNOV, e-mail: asiorel@mail.ru

Natalya V. BAKAEVA, e-mail: natbak@mail.ru

Southwest State University, ul. 50 let Oktyabrya, 94, Kursk 305040, Russian Federation

Abstract. In the light of reforming of the higher architectural-construction education and the need to ensure the quality of training of industry specialists, the content of the educational and professional standards in the field of "Urban Planning" is analyzed. A retrospective of the emergence of this direction of training of urban planners in higher education establishments on the multi-level base is presented. The scheme of implementation of modern models of training of urban planners on the basis of the interaction between professional and educational standards through the harmonization of competencies and job functions of future specialists is presented. The evaluation of the efficiency of an implemented model from the position of the general paradigm and principles of transformation of the city in biosphere-compatible and developing people is made. It is established that the training of urban planners in the professional and educational standards are not the same and not united by a common idea aimed at developing spatial solutions for specific areas with due regard for social, environmental and economic factors. It is emphasized that the modern educational and professional standards do not reflect the bio-techno-sphere balances as educational methods and tools. It is stated that the low level of professional training of specialist-urban planners is the cause of the problems of modern urban development related to the violation of rules of town-planning and land legislation, and as well as to the lobbying of interests of developers in favor of their commercial interests. In order to improve the effectiveness of the training of urban planners, it is necessary to use the scientific, educational and innovative potential of educational and scientific organizations.

Key words: architectural and construction education, educational standards, professional standards, urban planning, principles of transformation of the city in biosphere-compatible and developing people.