НАЗАД
- СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА
- Воздействие движения поездов метрополитена неглубокого заложения на городскую застройку
- УДК 624.042.8:599.433:625.42 DOI: 10.33622/0869-7019.2020.09.14-20
Владимир Львович МОНДРУС, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой строительной и теоретической механики, e-mail: mondrus@mail.ru
Василий Александрович МИТРОШИН, аспирант, e-mail: mitroshin.vasiliy@yandex.ru
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), 129337 Москва, Ярославское ш., 26
Аннотация. Анализируются результаты замеров виброускорений на поверхности грунта над линией метрополитена неглубокого заложения. Амплитуды виброускорений, полученные с помощью специальной аппаратуры, могут быть использованы на стадии проектирования зданий и сооружений для прогноза уровней вибрации в жилых помещениях или производственных цехах. Комплекс измерений проводился на участке между станциями "Беломорская" и "Ховрино" Замоскворецкой линии Московского метрополитена. На основании экспериментальных данных констатируется, что электроизолирующий стык рельсовых плетей приводит к образованию повышенных вибраций при въезде состава на станцию, что может привести к превышению допустимых уровней виброускорений в жилых и производственных зданиях. Рассмотрены некоторые основные виды дефектов колес и рельсов. Исследовано распространение колебаний в бесконечной плоскости от тоннеля метрополитена в виде абсолютно жесткого тела, загруженного усредненной динамической нагрузкой с учетом ударного воздействия на стыке рельсов. Построены зависимости параметров волнового поля в неограниченном пространстве и смещения тоннеля от частоты внешнего воздействия. Отмечено убывание интенсивности волнового поля с ростом частоты внешнего вынуждающего воздействия. Полученные результаты входят в решение задачи о распространении колебаний в полубесконечном пространстве от движущихся поездов метрополитена.
Ключевые слова: волновое поле, волновые потенциалы, колебания, метрополитен, ударное взаимодействие. - ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов А. В. Ударное взаимодействие колеса и рельса : дис. ... канд. техн. наук. М. : МГУПС (МИИТ), 2000. 88 с. URL: https://www.dissercat.com/content/udarnoe-vzaimodeistvie-kolesa-i-relsa (дата обращения: 29.07.2020).
2. Kouroussis G., Connolly D., Alexandrou G., Vogiatzis K., Verlinden O. Modelling the singular rail and wheel surface defect for predicting railway ground vibration [Моделирование сингулярного дефекта поверхности рельса и колеса для прогнозирования вибрации рельсового грунта]. Proceedings of the 22nd International Congress on Sound and Vibration. Florence, Italy, 2015. 8 p.
3. Иванов В. В. Снижение ударного воздействия на колесо грузового вагона при прохождении рельсового стыка : дис. ... канд. техн. наук. М., 2011. 170 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004849192 (дата обращения: 29.07.2020).
4. Коган А. Я., Пейч Ю. Л. Расчет нестационарного напряженно-деформированного состояния элементов конструкции пути в зоне стыка рельсов // Вестник ВНИИЖТ. 2002. № 2. С. 31-39.
5. Дашевский М. А. Защита зданий от вибрации, возбуждаемой движением поездов метрополитена : дис. ... д-ра техн. наук. М. : ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко, 1991. 324 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000023576 (дата обращения: 29.07.2020).
6. Колотовичев Ю. А. Задачи прогноза колебаний поверхности грунта при движении поездов метрополитена в тоннелях неглубокого заложения : дис. ... канд. техн. наук. М. : МГСУ, 2010. 215 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004610631 (дата обращения: 29.07.2020).
7. Дзюба А. В., Миронец Т. Л. Влияние динамических нагрузок от действия метрополитена на напряженно-деформированное состояние высотных зданий // Вестник Национального авиационного университета. 2010. № 4. С. 143-146.
8. Дашевский М. А., Мондрус В. Л., Моторин В. В. Эффективная виброзащита верхнего строения пути метрополитена // Academia. Архитектура и строительство. 2017. № 4. С. 111-117.
9. Дашевский М. А., Мондрус В. Л., Моторин В. В. Концепция виброзащиты зданий и сооружений в поле строительных нормативов РФ // Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 4. С. 109-115.
10. СН 2.2.4/2.1.8.566-96. Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий.
11. Манашкин Л. А., Мямлин С. В., Призодько В. И. Оценка силы ударного взаимодействия колеса и рельса на стыке двух рельсов // Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2008. № 22. С. 36-39.
12. Гольдсмит В. Удар. Теория и физические свойства соударяемых тел. М. : Стройиздат, 1965. 448 с.
13. Морс Ф. М., Фершбах Г. Методы теоретической физики. М. : Издательство иностранной литературы, 1958. Т. 1. 930 с.
14. Купрадзе В. Д. Основные задачи математической теории дифракции (установившиеся процессы). М. : ОНТИ, 1935. 111 с.
15. Новожилов В. В. Теория упругости. Л. : Судпромгиз, 1958. 371 с. - Для цитирования: Мондрус В. Л., Митрошин В. А. Воздействие движения поездов метрополитена неглубокого заложения на городскую застройку // Промышленное и гражданское строительство. 2020. № 9. С. 14-20. DOI: 10.33622/0869-7019.2020.09.14-20.
НАЗАД