Издаётся с сентября 1923 года
DOI: 10.33622/0869-7019
Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science
  • АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • Формирование критериев комфортности пешеходного движения в транспортно-пересадочных узлах
  • УДК 625.712.34/.35
    Александр Сергеевич ДМИТРИЕВ, старший преподаватель, е-mail: dmitrievac.49@mail.ru
    ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», 129337 Москва, Ярославское ш., 26
    Аннотация. Транспортно-пересадочные узлы - ключевые связующие элементы транспортной системы крупных городов. На основе анализа процесса движения людских потоков в транспортно-пересадочных узлах выработан системный подход к формированию шкалы критериев для оценки комфортности пешеходного движения. Раскрыт смысл качественной оценки процесса движения людей исходя из обобщенного критерия удобства и безопасности движения людских потоков по системе пешеходных коммуникаций транспортно-пересадочных узлов. Приведены количественные показатели оценки комфортности процесса движения как на отдельных участках пешеходной сети, так и по всей системе пешеходных путей в целом. Подробно рассмотрены отдельные составляющие шкалы критериев комфортности пешеходного движения и их зависимости от различных факторов. Так, фактор времени становится основополагающим при выборе маршрута движения, протяженности пути передвижения и при определении жизнеспособности пешеходной сети. Дефицит времени на пересадочное движение формирует параметры людского потока на отдельных участках сети пешеходных коммуникаций, которые, в свою очередь, существенно влияют на комфортность и безопасность движения людей. Не менее значим и фактор энергетических затрат на преодоление пути движения, который также в значительной степени влияет на маршрут, выбираемый участником движения с учетом интуитивной навигации, безопасности самого процесса движения и доступности путей движения, особенно для людей с ограниченной подвижностью. Предлагаемая шкала критериев комфортности пешеходного движения позволяет качественно и количественно оценить характер процесса движения людских потоков как на отдельных участках, так и по всей системе пешеходных коммуникаций в целом. Ее можно использовать в архитектурно-строительном проектировании пешеходных коммуникаций и в организации движения пассажиропотоков в транспортно-пересадочных узлах.
    Ключевые слова: транспортно-пересадочные узлы, пешеходные коммуникации, людской поток, участники движения, комфортность, удобство, безопасность, энергетические затраты, дефицит времени.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Власов Д. Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейшего города (на примере Москвы). М. : МГСУ, АСВ, 2009. 96 с.
    2. Холщевников В. В. Людские потоки в зданиях, сооружениях и на территории их комплексов : дис. : д-ра техн. наук. М., 1983. 479 с.
    3. Азаренкова З. В. Транспортно-пересадочные узлы в планировке городов. М. : ОАО "Типография "Новости", 2011. 96 с.
    4. Дмитриев А. С., Феофанова А. И. Формирование современной среды жизнедеятельности с учетом организации процесса движения людей на городских коммуникациях. Тенденции развития строительства, теплоснабжения и энергосбережения // Материалы III междунар. науч.-практ. конф. ФГБОУ ВО СТАУ им. Н. И. Вавилова, 17-18 марта 2016 г. Саратов : СТАУ, 2016. С. 91-96.
    5. Дмитриев А. С., Евстигнеев В. Д. Проблемы проектирования транспортно-пересадочных узлов с учетом организации движения людских потоков // Промышленное и гражданское строительство. 2016. № 4. С. 39-41.
    6. Дмитриев А. С. Людские потоки в транспортно-пересадочных узлах // Промышленное и гражданское строительство. 2017. № 4. С. 15-18.
    7. Ромм А. П. Комплексная оценка и функциональное зонирование территории в градостроительном проектировании. М., 2002.
    8. Предтеченский В. М., Милинский А. М. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. М. : Стройиздат, 1982. 386 с.
    9. Холщевников В. В., Салющин Д. А., Исаевич И. И. Натурные наблюдения людских потоков. М. : Академия ГПС МЧС РФ, 2001.
    10. ITE Technical Council Committee 5-R. Characteristics and cervice requirements of redestrains facilities [Характеристики и требования к обслуживанию пешеходных объектов] // Traffic Engineering. 1976. Vol. 45. No. 5. Pp. 34-45.
  • Для цитирования: Дмитриев А. С. Формирование критериев комфортности пешеходного движения в транспортно-пересадочных узлах // Промышленное и гражданское строительство. 2018. № 7. С. 61-66.


НАЗАД