Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science

Уважаемые посетители нашего сайта!

Раздел «АРХИВ» находится в стадии обновления и работает с ограниченным доступом.
апрель 2015

Содержание журнала № 5
(май) 2015 года

июнь 2015
  • К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ
  • Великий подвиг нашего поколения
  • Виктор Григорьевич ПЛАТОВ, участник парада Победы в 1995, 2000 и 2005 гг., почетный член Московского отделения Российского общества инженеров строительства, e-mail: morois2010@mail.ru
  • АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  • Обоснование необходимости размещения гостиниц экономического класса на транспортных и водных артериях Москвы
  • УДК 728.51
    Асмик Рубеновна КЛОЧКО, кандидат архитектуры, доцент, e-mail: asmik1985@mail.ru
    Любовь Арсеновна СОЛОДИЛОВА, кандидат архитектуры, профессор, e-mail: usepo@mail.ru
    Алексей Константинович КЛОЧКО, кандидат технических наук, доцент, e-mail: klo4ko_aleksey@mail.ru
    ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 129337 Москва, Ярославское ш., 26
    Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы развития гостиничного сектора Москвы, оказывающие непосредственное влияние на социально-экономическое состояние общества. Туризм - мощная бюджетообразующая отрасль, составной частью которой является сеть гостиниц экономического класса. Графоаналитические и статистические методы обработки количественной информации позволили выявить необходимость пополнения существующей туристической сети гостиницами экономического класса «0». На основе изучения состояния придорожных гостиниц по федеральным трассам, водным путям и транспортно- логистическим направлениям определены пути оптимизации их территориального размещения в пределах Москвы и части Московского региона, ценовая политика, а также возможности совершенствования сетевой инфраструктуры. В соответствии с государственной программой «Жилище» авторами предложены мероприятия по внедрению плавучих гостиниц экономического класса «0» на водной акватории Москвы, которые в некоторой степени помогут снять напряженность в обеспечении туристов малобюджетным жильем.
    Ключевые слова: гостиницы экономического класса «0», улично-дорожная сеть, транспортно-логистические потоки, придорожные гостиницы, плавучие гостиницы.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Мотель. URL: http://www.city-of-hotels.ru/168/types-of-hotes/motel.html (дата обращения: 18.10.2012).
    2. Клочко А. Р. К вопросу о необходимости распределения малых гостиниц экономического класса (мотелей) по транспортно-логистическим структурным элементам города Москвы и Московского региона. URL: http://rus.neicon.ru:8080/xmlui/handle/ 123456789/2380 (дата обращения: 29.04.2015).
    3. Елин В. А. Транспортно-логистические проблемы Москвы. Москва автомобильная. URL: http://www.vedco.ru/people/articles/ detail.php?ID=1535543 (дата обращения: 11.06.2012).
    4. Дмитриев А. В., Межевич М. Н. Город: проблемы развития. Л. : Наука, 1982. 173 с.
    5. Транспортно-логистические проблемы Москвы. URL: http://www.tamognia.ru (дата обращения: 29.04.2015)
    6. Клочко А. Р., Солодилова Л. А., Клочко А. К. Влияние структурных особенностей уличной сети Москвы на дорожно-транспортную ситуацию // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 11. С. 66-69.
    7. Состояние гостиничной отрасли г. Москвы и перспективы ее развития на период до 2016 г. URL: http://invest.mos.ru/index.php/ 2012-02-19-04-59-23/prograammarazvitia (дата обращения: 28.07.2012).
    8. Строительство плавучих гостиниц. URL: http://manor-info.ru/nedvizhimost-v-moskve/ v-moskve-postroyat-200-plavuchich-gostinits.html (дата обращения: 28.07.2012).
    9. Перспективы развития гостиничных сетей в городах России. GVA Sawyer, 2011. URL: http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/ 3665_10-05-11.pdf (дата обращения: 28.07.2012).
    10. Своя река владыка. URL: http://www.mk.ru/ moscow/article/2013/07/31/892800-svoya-reka-vladyika.html (дата обращения: 29.04.2015).
    11. Отели на воде. URL: http://www.ipodom.ru/ stream/realty/russia/id_73503/ (дата обращения: 29.04.2015).
    12. В России появится сеть плавучих отелей. URL: http://dom.lenta.ru/news/2010/08/18/hotels/ (дата обращения 29.04.2015).
    13. Отраслевая схема размещения гостиниц в городе Москве. URL: http://invest.mos.ru/upload/ medialibrary/46a/793_pp_pril.pdf (дата обращения: 29.04.2015).
  • СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА
  • Прогибы перфорированных балок с шестиугольными вырезами: две формы решения
  • УДК 624.072.014.2
    Алексей Игоревич ПРИТЫКИН, доктор технических наук, профессор, e-mail: prit_alex@mail.ru
    ФГБОУ ВПО «Калиниградский государственный технический университет», 236040 Калининград, Советский проспект, 1; ФГАОУ ВПО "Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта", 236041 Калининград, ул. А. Невского, 14
    Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема определения прогибов перфорированных балок с шестиугольными вырезами. В настоящее время ни в российских, ни в зарубежных строительных нормах нет формул для расчета прогибов балок с вырезами, хотя обеспечение необходимой жесткости является одним из основных требований к перфорированным балкам. Причина этого - низкая точность имеющихся зависимостей. В работе исследованы две формы расчета по теории составных стержней прогибов перфорированных балок: вариант расчета по А. Р. Ржаницыну (с использованием точного интегрирования дифференциального уравнения) и авторский вариант, основанный на интегрировании уравнения в рядах. Анализ полученных решений, несмотря на внешнее различие, показал практически полную их идентичность. Основным препятствием для практического применения теории составных стержней к расчету перфорированных балок являлось отсутствие надежной зависимости для вычисления коэффициента жесткости упругого слоя, образованного перемычками. На основании проведенных экспериментов и анализа расчетов методом конечных элементов автором получена простая зависимость для оценки прогибов, позволяющая рассчитывать получившие широкое распространение в мировой практике строительства перфорированные балки с разной относительной шириной перемычек. Высокая точность предложенной зависимости была подтверждена экспериментами и расчетами перфорированных балок разных размерений и параметров перфорации методом конечных элементов. Полученная в работе зависимость может быть рекомендована для включения в отечественные строительные нормы.
    Ключевые слова: прогиб, перфорированная балка, шестиугольные вырезы, теория составных стержней, коэффициент жесткости упругого слоя, метод конечных элементов.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Ржаницын А. Р. Составные стержни и пластины. М. : Стройиздат, 1986. 316 с.
    1. Rzhanitsyn A. R. Sostavnyje sterzni i plastiny [Composed bars and plates]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1986. 316 p. (In Russian).
    2. Gibson J. E., Jenkins B. S. An investigations of the stress and deflection in castellated beams [Исследование напряжений и прогибов в балках с шестиугольными вырезами]. Structural Engineer, 1957, no. 12, pр. 464-479.
    3. Gardner N. J. An investigation into the deflection behavior of castellated beams [Исследование деформаций балок с шестиугольными вырезами]. Transaction of the Engineering Institute of Canada, 1969, vol. 9, no. A.7, pp. 56-64.
    4. Hosain M. U., Cheng, V. V. Deflection analysis of expanded open-web steel beams [Анализ прогибов стальных балок с отверстиями в стенке]. Computers and Structural, 1974, vol. 4, no. 2, pр. 327-336.
    5. Hrabok M. M., Hosain M. U. Castellated beams deflection using substructuring [Прогибы балок с шестиугольными вырезами с использованием подструктур]. Journal of the Structural Division Proceedings of the ASCE, 1977, vol. 103, no. 1, pp. 265-269.
    6. Dougherty B. K. Elastic deformation of beams with web openings [Упругая деформация балок с отверстиями в стенке]. Journal of the Structural Division Proceedings of the ASCE, 1980, vol. 106, no. 1, pp. 301-312.
    7. Redwood R. G., Shrivastava S. C. Design recommendations for steel beams with web holes [Рекомендации по проектированию балок с отверстиями в стенке]. Canadian J. Civ. Eng., 1980, vol. 7, pp. 642-650.
    8. Benitez M. A., Darwin D., Donahey R. C. Deflections of composite beams with web openings [Прогибы композитных балок с отверстиями в стенке]. J. Structural Engineering, 1998, vol. 124, no. 10, pp. 1139-1147.
    9. Raftoyiannis I. G., Ioannidis G. I. Deflection of Castellated beams under Transverse Loading [Прогибы балок с шестиугольными вырезами при поперечном нагружении]. Steel Structures, 2006, no. 6, pр. 31 - 36. URL: /www.kssc.or.kr /электронная версия/.
    10. Холопцев В. В. К расчету балок из разрезных прокатных двутавров по теории составных стержней // Cудостроение и судоремонт: сб. науч. тр. / ОИИМФ. Одесса, 1968. Вып. 2. С. 17-27.
    10. Kholoptsev V. V. K rashchetu balok iz razreznyh dvutavrov po teorii sostavnyh sterznej [To calculation of beams, performed from cutted rolled sections, with theory of composed bars]. Cudostroenie i sudoremont: sb. nauch. tr. OIIMF. Odessa, 1968, vyp. 2, pp. 17-27. (In Russian).
    11. Ольков Я. И. Балки с перфорированными стенками: руководство по проектированию для студентов. Свердловск, 1972. 34 с.
    11. Ol'kov Ya. I. Balki s perforirovannymi stenkami: rukovodstvo po proektirovaniju dlja studentov [Beams with perforated webs: design guidance for students]. Sverdlovsk, 1972. 34 p. (In Russian).
    12. Скляднев А. И. Методические указания к расчету и конструированию стальных балок с перфорированными стенками. Липецк, 1981. 22 с.
    12. Sklyadnev A. I. Metodicheskie ukazania k raschetu stalnyh balok s perforirovannymi stenkami [Methodical indications to calculation and designing of steel beams with perforated webs]. Lipetsk, 1981. 22 p. (In Russian).
    13. Притыкин А. И. Влияние сдвига на деформации перфорированных балок с шестиугольными вырезами // Изв. вузов. Строительство. 2012. № 3. С. 111-118.
    13. Pritykin A. I. Vlijanie sdviga na deformazii balok s shestiugolnymi vyrezami [Influence of shear on deformations of castellated beams]. Izv. vuzov. Stroitel'stvo, 2012, no. 3, pp. 111-118. (In Russian).
  • Обоснование необходимости учета боковых сил, возникающих при крановых воздействиях на каркас здания
  • УДК 624.042.3:621.87
    Татьяна Владимировна ЗОЛИНА, первый проректор, кандидат технических наук, профессор, e-mail: zolinatv@yandex.ru
    ГАОУ АО ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт», 414056 Астрахань, ул. Татищева, 18
    Александр Романович ТУСНИН, доктор технических наук, зав. кафедрой металлических конструкций, доцент, e-mail: valeksol@mail.ru
    ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 129337 Москва, Ярославское ш., 26
    Аннотация. Приведен анализ последовательности обработки результатов обследования и построения системы выводов согласно действующей методике определения времени достижения объектом предельного состояния. Выявлен недостаток имеющегося алгоритма, заключающийся в необходимости постоянного проведения мониторинга изменений в напряженно-деформированном состоянии каркаса промышленного здания для обеспечения требований безаварийной его эксплуатации. Наибольшую долю в общую величину этих изменений вносят крановые нагрузки. Выявлена физическая природа сил, возникающих при перекосном движении мостового крана и направленных поперек рельсового пути. Данные силы присутствуют всегда, поскольку корректировка колеи рельсовых путей при рихтовке позволяет лишь ограничить перекос. Зафиксированные результаты натурных исследований указывают на необходимость учета действия этих боковых сил при формировании сочетаний нагрузок, которые влияют на работу конструкций каркаса промышленного здания, при этом их значения превосходят силы торможения. Для возможности проведения расчета на действие боковых сил выполнен сравнительный анализ значений, полученных по уже известным формулам. К однозначному выводу по вопросам выбора формулы прийти не удалось. Предложена методика расчета на действие боковых сил в вероятностной постановке с установлением коэффициента модуляции для достижения значений, близких к фактическим. Сводный алгоритм, разработанный в ходе исследования, направлен на оценку величины остаточного ресурса промышленного здания при последовательном решении прямой, обратной и прогнозной задач. Данный расчетный комплекс позволяет определить не только степень износа здания в конкретный момент времени, но и спрогнозировать сроки технических ремонтов, что снимает вопрос о необходимости проведения постоянного мониторинга.
    Ключевые слова: промышленное здание, мостовой кран, напряженно-деформированное состояние, боковые силы, торможение тележки, перекосное движение, подкрановые пути, вероятностный расчет, срок эксплуатации, матрица жесткости.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Hoef N. P. Risk and safety considerations at different project phases // Safety, risk and reliability - trends in engineering. International сonference. Malta, 2001, pp. 1-8.
    2. Гордеев В. Н., Лантух-Лященко А. И., Пашинский В. А., Перельмутер А. В., Пичугин С. Ф. Нагрузки и воздействия на здания и сооружения. М. : АСВ, 2011. 528 с.
    3. Пичугин С. Ф. Вероятностное представление нагрузок, действующих на строительные конструкции // Изв. вузов. Строительство. 1995. № 4.С. 12-18.
    4. Brown C. B. Entropy constructed probabilities // Proceeding ASCE, 1980, vol. 106, no. EM-4, pp. 633-640.
    5. Holicky M., Ostlund L. Vagueness of serviceability requirements // Proc. the International conference "Design and assessment of building structures". Prague, 1996, vol. 2, pp. 81-89.
    6. Пшеничкина В. А., Белоусов А. С., Кулешова А. Н., Чураков А. А. Надежность зданий как пространственных составных систем при сейсмических воздействиях. Волгоград : ВолгГАСУ, 2010. 180 с.
    7. Lin Y. K., Shih T. Y. Column response to horizontal and vertical earthquakes // Engineering mechanics division, ASCE, 1980, vol. 106, no. EM-6, pp. 1099-1109.
    8. Золина Т. В., Садчиков П. Н. Моделирование изменений матрицы жесткости промышленного здания в процессе его эксплуатации // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 8. С. 19-20.
    9. Золина Т. В., Садчиков П. Н. Моделирование работы конструкций промышленного здания с учетом изменения жесткости в процессе эксплуатации // Вестник МГСУ. 2012. № 10. С. 69-76.
    10. Золина Т. В., Садчиков П. Н. Методика оценки остаточного ресурса эксплуатации промышленного здания, оснащенного мостовыми кранами // Вестник ВолгГАСУ. Сер. Строительство и архитектура. 2013. № 33 (52). С. 51-57.
    11. Кикин А. И. Исследование величин боковых сил, возникающих между мостовым краном и подкрановыми путями : автореф. дис. : канд. техн. наук. М., 1947. 20 c.
    12. Конопля А. С. Силовое взаимодействие крановых ходовых колес с рельсами // Надежность и долговечность подъемно-транспортных машин : тр. ЛИСИ. Л., 1968. № 55. С. 21-51.
    13. Изосимов И. В. Исследование боковых сил мостовых кранов цехов металлургических заводов : автореф. дис. : канд. техн. наук. М., 1969. 20 с.
    14. Хохарин А. Х. О боковых воздействиях мостовых кранов на каркас промышленного здания // Промышленное строительство. 1961. № 9. C. 55-59.
    15. Фигаровский А. В. Исследования горизонтальных поперечных воздействий мостовых кранов с гибким подвесом груза на конструкции промышленных зданий : автореф. дис. : канд. техн. наук. М., 1969. 12 с.
    16. Hannover H. Fahrverhalten von Brukkenkranen. Fordern und Heben, 1971, no. 21, s. 13.
    17. Лобов Н. А. Нагрузки мостового крана вследствие поперечного и вращательного движений моста // Вестник машиностроения. 1982. № 6. С. 31-35.
    18. Барштейн М. Ф., Зубков А. Н. Исследование поперечных сил, возникающих при движении мостового крана // Динамика сооружений. М. : Стройиздат, 1968. C. 4-31.
    19. Балашов В. П. Раздельный привод в механизмах передвижения мостовых кранов. М. : ОНТИ ВНИИПТМаш, 1959. 120 с.
    20. Bilich I. Die Sietenkrafte bei Laufkran - Fahrwerken // Fordern und Heben, 1964, no. 3, s. 163-172.
    21. Соболев В. М. Горизонтальные нагрузки при свободном движении мостового крана в период пуска // Вестник машиностроения. 1975. № 10. C. 21-24.
    22. Шеффлер М., Дрессиг Х., Курт Ф. Грузоподъемные краны / пер. с нем. М. : Машиностроение, 1981. Кн. 2. 287с.
    23. Райзер В. Д. Теория надежности в строительном проектировании. М. : АСВ, 1998. 304 с.
    24. Bolotin V. V. Stochastic models of fracture with applications to the reliability theory // Structural safety and reliability. Amsterdam, Oxford, New York : Elsevier, 1981, pp. 31-56.
    25. Ditlevsen O. Reliability against defect generated fracture // Structural mechanics, 1981, vol. 9, no. 2, pp. 115-137.
    26. Blockley D. I. Reliability theory - incorporating gross errors // Structural safety and reliability. Amsterdam, Oxford, New York : Elsevier, 1981, pp. 259-282.
    27. Болотин В. В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М. : Машиностроение, 1984. 312 с.
  • Численное решение циклически симметричной задачи по расчету сферической оболочки
  • УДК 624.074.4
    Радек Фатыхович ГАББАСОВ, доктор технических наук, профессор, e-mail: fofa@mail.ru
    Нгуен Хоанг АНЬ (Республика Вьетнам), аспирант, e-mail: ha_misi@yahoo.com
    Елена Николаевна ЖУРАВЛЕВА, кандидат технических наук, профессор, e-mail: dpp@mgsu.ru
    ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 129337 Москва, Ярославское ш., 26
    Аннотация. С учетом преимуществ сферической оболочки (незначительный вес, промышленное изготовление, низкая себестоимость, удобство монтажа) ее широко применяют при проектировании большепролетных конструкций. Реализация в инженерной практике алгоритма расчета сферических оболочек значительно упростит решение задач строительной науки. Наряду с другими методами расчета конструкций использование нового направления - обобщенных уравнений метода конечных разностей - предоставит дополнительные возможности инженеру. Предлагаемый алгоритм расчета сферической оболочки может быть использован как в инженерной практике, так и в учебном процессе. Благодаря простоте и достаточно высокой точности он может быть реализован при небольшом числе разбиений и без использования ЭВМ. Численный алгоритм расчета сферических оболочек строится с использованием обобщенных уравнений метода конечных разностей. Дифференциальные уравнения деформации сферической оболочки аппроксимируются обобщенными уравнениями метода конечных разностей. Показана разностная аппроксимация краевых условий. С помощью полученных обобщенных уравнений метода конечных разностей выполнен расчет сферической шарнирно-неподвижно опертой по всему контуру оболочки и показана сходимость решения.
    Ключевые слова: метод конечных разностей, метод последовательных аппроксимаций, сферическая оболочка, алгоритм расчета, метод конечных элементов, обобщенные уравнения, строительная конструкция.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Малыхина В. С., Фролов Н. В. Сооружения из пневматических строительных конструкций // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 8. С. 22-24.
    2. Бормот Ю. Л., Малый В. И. Расчет вертикальных цилиндрических резервуаров по статической и линейно-спектральной теориям сейсмостойкости // Промышленное и гражданское строительство. 2011. № 6. С. 23-26.
    3. Ушаков А. Ю., Ванюшенков М. Г. Иследование влияния действия продольных сжимающих усилий на напряженно-деформированное состояние изгнутой прямоугольной пластинки // Научно-технический вестник Поволжья. 2012. № 6. С. 409-412.
    4. Трушин С. И., Иванов С. А. Устойчивость цилиндрических оболочек из упругопластического материала в процессе статического нагружения и разгрузки // Промышленное и гражданское строительство. 2012. № 3. С. 33-34.
    5. Мухутдинов Р. Ф., Шигабутдинов Ф. Г. Влияние местных дефектов на волнообразование в ортотропных цилиндрических оболочках конечной длины при продольном ударе // Вестник МГСУ. 2013. № 10. С. 60-64.
    6. Игнатьев А. В. Основные формулировки метода конечных элементов в задачах строительной механики // Вестник МГСУ. 2014. № 12. С. 40-43.
    7. Габбасов Р. Ф., Уварова Н. Б. Применение обобщенных уравнений метода конечных разностей к расчету плиты на упругом основании // Вестник МГСУ. 2012. № 4. С. 102-104.
  • Факторы, влияющие на результаты расчета несущей способности внецентренно сжатых железобетонных элементов (В порядке обсуждения)
  • УДК 624.046.2
    Иван Николаевич СТАРИШКО, кандидат технических наук, доцент, e-mail: starishkoi@mail.ru
    ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет», 160000 Вологда, ул. Ленина, 15
    Аннотация. На конкретном примере рассмотрены недостатки методики расчета внецентренно сжатых железобетонных элементов, которая лежит в основе действующих нормативных документов. При проверке несущей способности внецентренно сжатых железобетонных элементов в данных нормативах исходят из уравнения равновесия продольных сил и внутренних усилий. Для определения несущей способности опорного сечения колонны высоту сжатой зоны бетона рассчитывают в зависимости от внешней нагрузки. При проверке условия N < Nсеч можно только сделать заключение выдержит ли колонна заданную нагрузку или нет. Однако при этом неизвестно какую максимальную нагрузку может выдержить колонна, так как при другом значении внешней нагрузки в расчетах этой же колонны получим другое значение высоты сжатой зоны и соответственно другое значение Nсеч. Несущая способность колонны - это предельная нагрузка, которую колонна способна выдержать неограниченно долгое время без разрушения. Предложены способы совершенствования указанной методики расчета, что позволит более полно отразить фактическое напряженно-деформированное предельное состояние элементов в зависимости от значений эксцентриситета продольных сил. Использование приведенных в статье результатов расчета открывает возможности для более экономичного проектирования внецентренно сжатых железобетонных элементов, а также повышает их надежность и долговечность при эксплуатации.
    Ключевые слова: несущая способность, внецентренно сжатые элементы, напряженно-деформированное состояние, методика расчета, уравнения равновесия.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Старишко И. Н. Совершенствование теории расчетов внецентренно сжатых железобетонных элементов путем совместного решения уравнений, отражающих их напряженно-деформированное состояние // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 5 (34). C. 72-81.
    2. Примеры расчета железобетонных конструкций / под ред. М. С. Торяника. М. : Стройиздат, 1979. 240 с.
    3. Старишко И. Н. Методика расчета несущей способности внецентренно сжатых железобетонных элементов: анализ и предложения по ее совершенствованию // Вестник МГСУ. 2014. № 3. С. 107-116.
    4. Александров А. В., Травуш В. И., Матвеев А. В. О расчете стержневых конструкций на устойчивость // Промышленное и гражданское строительство. 2002. № 3. С. 16-19.
    5. Бондаренко В. М., Колчунов В. И. Концепция и направления теории конструктивной безопасности зданий и сооружений при силовых и средовых воздействиях // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 2. С. 28-31.
    6. Еврокод 2: Проектирование железобетонных конструкций. Ч. 1-1: Общие правила и правила для зданий / Европейский комитет по стандартизации, 2002, 226 с.
  • СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ
  • Новый этап развития проектирования, строительства и реконструкции производственных зданий и сооружений
  • УДК 725.4.011:69.003:658.011.8
    Виктор Владимирович ГРАНЁВ, доктор технических наук, профессор, генеральный директор, e-mail: cniipz@cniipz.ru
    Николай Геннадьевич КЕЛАСЬЕВ, кандидат технических наук, зам. генерального директора, главный инженер, e-mail: kelasyev@mail.ru
    ОАО «ЦНИИПромзданий», 127238 Москва, Дмитровское ш., 46, корп. 2
    Аннотация. Рассмотрены направления развития проектирования, строительства и реконструкции промышленных предприятий в свете принятия федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». Проведен анализ сложившейся ситуации в области проектирования предприятий промышленного назначения, сформулированы основные задачи по проектированию производственных зданий и сооружений и рассмотрены пути их решения, для чего необходимо определить межотраслевые меры поддержки с целью создания специальных научных центров по разработке инновационных технологических и строительных решений промышленных объектов. При реконструкции и техническом переоснащении построенных ранее предприятий, зданий и сооружений для размещения в них производств с использованием инновационных технологий необходимо выполнить ряд мероприятий, таких как разработка технико-экономического обоснования объекта, обследование построенных зданий и сооружений, анализ внутрицеховых и площадочных инженерных систем, разработка рекомендаций по проектированию объектов промышленного строительства и др. Проектирование и строительство таких зданий и сооружений целесообразно осуществлять на основе унификации объемно-планировочных и конструктивных решений, что позволит перейти в ряде случаев к строительству межотраслевых типовых зданий и конструкций и даст значительную экономию средств и труда.
    Ключевые слова: производственные здания и сооружения, проектирование, строительство, реконструкция, инновационные технологии, унификация объемно-планировочных и конструктивных решений.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Травуш В. И., Волков Ю. С. Туманность в сфере нормативов - препятствие созданию безопасных объектов // Строительная газета. 2014. 16 мая. С. 3.
    2. Гранёв В. В., Кодыш Э. Н. Разработка и актуализация нормативных документов по проектированию и строительству промышленных и гражданских зданий // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 7. С. 9-12.
    3. Золина Т. В. Сводный алгоритм расчета промышленного объекта на действующие нагрузки с оценкой остаточного ресурса // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 6. С. 19-20.
    4. Едовина Т. 70 млрд рублей сменили распорядителя // КоммерсантЪ. 2015. 19 марта.
  • Элементы теории развития бетонных конструкций с неметаллической композитной арматурой
  • УДК 691.328
    Владимир Иванович РИМШИН, доктор технических наук, профессор, e-mail: kafedragkk@mgsu.ru
    ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 129337 Москва, Ярославское ш., 26
    Сергей Иванович МЕРКУЛОВ, доктор технических наук, профессор, e-mail: mersi.dom@yandex.ru
    ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», 305000 Курск, ул. Радищева, 33
    Аннотация. Долговечность железобетонных конструкций в значительной степени обусловлена коррозионной стойкостью металлической арматуры. Проблему повышения долговечности железобетонных конструкций можно решить, в том числе применением неметаллической композитной арматуры. В этой связи актуальны совершенствование и разработка методов проектирования бетонных конструкций с неметаллической композитной арматурой. Рассмотрены различные варианты использования неметаллической композитной арматуры в бетонных конструкциях, а также при усилении эксплуатируемых железобетонных конструкций. В статье сформулированы основные направления разработки теории расчета конструкций с композитной арматурой. Показано, что главным фактором, обеспечивающим надежность конструкции, является сцепление композитной стержневой арматуры с бетоном. Наиболее широко композиционные материалы применяются при усилении конструкций зданий и сооружений. Проанализированы основные тенденции усиления железобетонных конструкций композитной арматурой и определены направления исследований по теории силового сопротивления усиленных железобетонных конструкций.
    Ключевые слова: композитная арматура, внешнее армирование, усиление, сцепление, схемы разрушения.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Степанова В. Ф., Степанов А. Ю. Неметаллическая композитная арматура для бетонных конструкций // Промышленное и гражданское строительство. 2013. № 1. С. 45-47.
    2. Матадян С. А. Перспективы развития стальной и неметаллической арматуры железобетонных конструкций // Промышленное и гражданское строительство. 2002. № 9. С. 16-19.
    3. Салия Г. Ш., Шагин А. Л. Бетонные конструкции с неметаллическим армированием. М. : Стройиздат, 2007. 144 с.
    4. ТР 013-1-04. Технические рекомендации по применению неметаллической композитной арматуры периодического профиля в бетонных конструкциях. М. : НИИЖБ, 2004. 5 с.
    5. Кустикова Ю. О., Римшин В. И. Напряженно-деформированное состояние базальтопластиковой арматуры в железобетонных конструкциях // Промышленное и гражданское строительство. 2014. № 6. С. 6-9.
    6. ACI 440 IR-06. Gunde for the Desing and Construction of Structural Concrete Remforced with FRP Bars American Concrete Institute. 2006. 44 p.
    7. FRP remforcement in RC structures. International Federation for Structural Conerete. Fib Bulletin 40. Lausanne, 2007. 147 p.
    8. Хозин В. Г., Пискунов А. А., Гиздатуллин А. Р., Куклин А. Н. Сцепление полимеркомпозитной арматуры с цементным бетоном // Известия КГАСУ. 2013. № 1. С. 214-216.
    9. Шилин А. А., Пшеничный В. А., Картузов Д. В. Внешнее армирование железобетонных конструкций композиционными материалами. М. : Стройиздат, 2007. 180 с.
    10. Andrae H.-P., Kusch O., Maier M. Carbon Fibre Composites. A New Generation of Rein for cement and Prestressing Tendons // Труды 2-й Всероссийской (Международной) конференции по бетону и железобетону "Бетон и железобетон - пути развития" (5-9 сентября 2005 г., Москва). Т. 4. С. 335-546.
    11. CNR-DT. 200/2004. Guide for the Design and Construction of Externally Bonded FRP. Systems for Strengthening Existing Structures. Rome, 2004. 144 p.
    12. Чернявский В. Л., Аксельрод Е. З. Применение углепластиков для усиления железобетонных конструкций промышленных зданий // Промышленное и гражданское строительство. 2004. № 3. С. 37-38.
    13. Banthia N. Fiber Reinforced Polymers in Concrete Construction and Advanced Repair Tech-nologies. URL: http:// www.underwater.pg.gda.pl/didactics/ ISPG/ Ceramika/NBanthia15Dec.pdf (дата обращения: 15.04.2015).
    14. Cardolin A. Carbon Fibre Reinforced Polymers for Strengthening of Structural Elements [Углеродные волокна армированных полимеров для укрепления конструктивных элементов]. Division of Structural Engineering, Department of Civil and Mining Engineering, Lulea University of Technology. Sweden, 2003. 194 p.
    15. Hoff G. W. Strong Medicine. Fiber-reinforced Polymer Materials Can Help Cure Many Ills that beset Concrete. Concrete Construction. July 2000, pp. 40-47.
    16. Nanni A. Guides and Specifications for the Use of Composites in Concrete and Masonry Construction in North America [Руководство и спецификация для использования композитов в бетоне и кирпичной кладке при строительстве в Северной Америке]. Proc. Int. Workshop "Composites in Construction: A Reality". Capri, Italy, July 20, 2001, pp. 9-18.
    17. Руководство по усилению железобетонных конструкций композитными материалами / ГУП НИИЖБ. М. : Интераква, 2006. 48 с.
    18. ОДМ 218.3.027-2013. Рекомендации по применению тканевых композиционных материалов при ремонте железобетонных конструкций мостовых сооружений / Росавтодор. М. : РОСДОРНИИ, 2013. 60 с.
    19. Юшин А. В., Морозов В. И. Экспериментальные исследования двухпролетных железобетонных балок, усиленных композитными материалами по наклонному сечению // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 5 (46). С. 77-84.
    20. Подольский П. П., Михуб Ахмад. О программе исследований изгибаемых железобетонных элементов, усиленных различными видами композитных материалов // Cб. науч. трудов "Строительство - 2012". Ростов-на-Дону, 2012. С. 51-52.
    21. Bianco V., Barros J. A.O., Monti G. Bond Model of NSM-FRP Strips in the Context Strengthening of RC Beams. Journal of Structural Engineering. 2003. June. Pp. 619-630.
  • СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
  • Экспериментальные исследования несущей способности плит перекрытий кессонного типа
  • УДК 69.025.224
    Аркадий Вульфович ГРАНОВСКИЙ, кандидат технических наук, зав. лабораторией Центра исследований сейсмостойкости сооружений (ЦИСС), e-mail: arcgran@list.ru
    Мурад Рамазанович ЧУПАНОВ, аспирант, инженер ЦИСС, e-mail: murnii@yandex.ru
    ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко ОАО «НИЦ «Строительство», 109428 Москва, 2-я Институтская ул., 6
    Аннотация. Проанализированы результаты экспериментальных исследований прочности и деформативности монолитных железобетонных плит кессонного типа с размерами в плане 6x6 м и высотой 25 см. Рассмотрены два варианта загружения плит с распределением нагрузки на половине и по всей площади плиты. Получены данные о трещиностойкости, жесткости и несущей способности плит кессонного типа. Для принятой конструкции плиты вычислены значения расчетных нагрузок, которые могут быть использованы при проектировании. Определен характер разрушения плит и даны рекомендации по армированию зон их опирания на колонны. Установлено, что плиты перекрытия кессонного типа, изготовленные в опалубке «POWER», могут применяться при возведении жилых и общественных зданий с расчетной нагрузкой на перекрытие 12 кПа. При этом необходимо на стадии разработки проекта армирования плиты предусмотреть установку в опорной зоне плит арматуры, обеспечивающей восприятие горизонтальной силы и совместную работу плиты с колонной, а также использовать класс бетона по прочности при сжатии не менее В25.
    Ключевые слова: плиты кессонного типа, характер деформирования, трещиностойкость, расчетная нагрузка.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Шугаев В. В., Людковский А. М. Исследования деформативного состояния ребристых железобетонных оболочек при действии сосредоточенной нагрузки // Сб. тр. НИИЖБ "Исследования и расчеты прочности пространственных конструкций". М. : Стройиздат, 1980. С. 28-47.
    2. Малахова А. Н. Монолитные кессонные перекрытия зданий // Вестник МГСУ. 2013. № 1. С. 79-86.
    3. Плотников А. Н. Прочность и деформативность перекрестно-ребристого перекрытия с учетом перераспределения усилий : дис. : канд. техн. наук. М. : МГСУ, 2013. 268 с.
    4. Новое в проектировании бетонных и железобетонных конструкций / под ред. А. А. Гвоздева. М. : Стройиздат, 1978. 204 с.
    5. Паршин Л. Ф., Белов С. А. Применение систем перекрестных балок // Бетон и железобетон. 1988. № 2. С. 7-9.
    6. Плотников А. Н., Айвазов Р. Л., Королев В. П. Конструирование и расчет сетчато-ребристых сборных покрытий и перекрытий, опертых по контуру // Строительные конструкции. Чебоксары : НТО "Стройиндустрия", 1993. С. 21-25.
    7. ACI detailing manual - 2004. SP-66 ACI committee 315 publication. Farmington Hill. 2004. 212 p.
    8. Building code requirements for structural concrete (ACI 318-02) and commentary (ACI 318R-02).
    9. ТКП EN 1992-1-1-2009 (02250). Еврокод 2. Проектирование железобетонных конструкций. Ч. 1-1. Общие правила и правила для зданий. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. Минск, 2010.
    10. JSCE Guideline for Concrete No. 15. Standard Specifications for Concrete Structures -2007. "Design". JSCE Concrete Committee. Japan. 2010.
    11. Anandalli N., Lakshmanan N., Samuel Knight G.M. Simplified Approach for Finite Element Analysis of Laced Reinforced Concrete Beams. ACI Structural journal, 2012, vol. 109, no 1, pp. 91-99.
    12. Bailey C. G., Toh W. S., Chan B. M. Simplified and Advanced Analysis of Membrane Action of Concrete Slabs. ACI Structural journal, 2008, vol. 105, no. 1, pp. 30-40.
    13. Morley C. T. On the yield criterion on an orthogonally reinforced concrete slab element. Journal Mech. Phys. Solids, 1966, vol. 14, pp. 33-47.
    14. Mo Y L Hsu, T.T.C. Redistribution of Moments in Spandrel Beams. ACI Structural journal, 1991, vol. 88, pp. 22-30.
  • ПОДГОТОВКА КАДРОВ
  • Интегральная оценка рейтинга квалификации строительных рабочих
  • УДК 69.007.2:658.386
    Марина Александровна РОМАНОВИЧ, аспирантка, e-mail: r-marina21@rambler.ru
    Татьяна Леонидовна СИМАНКИНА, кандидат технических наук, доцент, e-mail: sealsi@mail.ru
    Дмитрий Петрович ИЛЬЧЕНКО, аспирант, e-mail: dp_ilchenko@mail.ru
    ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», 190005 Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4
    Аннотация. Рассмотрен метод оценки квалификации рабочих на примере монтажников 2-го разряда. Оценка квалификации, проводимая при подборе рабочих и формировании бригад, выполняется с помощью индивидуально определяемых для анализируемой должности методов оценки квалификации, которые основываются на области знаний рабочего и характеристике выполняемых им работ. Разработаны основные критерии, предназначенные для оценки квалификации специалистов, которым присваиваются весовые коэффициенты. Данные критерии предлагается разделять на основные и дополнительные. В результате моделирования получены количественные значения характеристик, составляющих профессиональный уровень рабочего, и нормированные значения характеристик, которые устанавливает работодатель. Моделирование рейтинга квалификации рабочих позволяет проводить отбор специалистов на основе установления порогового значения «нормативной квалификации» с учетом характеристик профессионального уровня рассматриваемой должности, а также формировать строительные бригады.
    Ключевые слова: квалификация, критерии оценки квалификации, интегральный показатель квалификации, весовые коэффициенты.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Величко О. Экспертное мнение: профессиональные стандарты на замену квалификационным справочникам // Электронный журнал "Система успеха". 2012. № 11. URL: http://www.irbis-group.ru/ content/view/7647/727/ (дата обращения: 13.04.2014).
    2. Денис З. О развитии национальных квалификационных стандартов в Российской Федерации // Электронный журнал "Труд за рубежом". 2011. № 2. URL: http://trudzr.ru/2011/02/zibarev-db-ken- zamestitel-nachal-nika-upravleniya-po-razvitiyu- trudovogo-potenciala-nii-tss.html (дата обращения: 05.05.2014).
    3. Панкина Г. В., Бабыкин С. В., Панкин Д. В. Анализ профессиональных стандартов // Компетентность. 2010. № 9-10. С. 14.
    4. Прянишникова О. Д., Лейбович А. Н. Профессиональные стандарты: краткий обзор зарубежного опыта // Промышленник России. 2008. № 3. С. 38.
    5. ЕТКС № 3, § 188. Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций: [Электронный ресурс]. URL: http://alletks.ru/etks3/page163.html (дата обращения: 10.07.2014).
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
  • Деформационный мониторинг высотных сооружений с использованием глобальных навигационных спутниковых систем
  • УДК 528.482:721.011.27
    Алексей Леонидович ФЯЛКОВСКИЙ, аспирант, e-mail: a.fialkovskii@mail.ru
    ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии», 105064 Москва, Гороховский пер., 4
    Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с выполнением деформационного мониторинга высотных сооружений с помощью глобальных навигационных спутниковых систем. Приведены данные наблюдений за деформациями радиобашни инженера В. Г. Шухова в Москве и результаты их обработки как статических наблюдений и с применением анализа Фурье в режиме кинематики. Эти методы позволяют определять смещения конструкции, но в обоих случаях основным недостатком является их низкая детализация. В статье показаны графики изменения положения верхней части башни, полученные в результате обработки информации указанными методами. На основе анализа графиков установлено, что причина деформаций - неравномерный солнечный нагрев сооружения. За исследуемый период верхняя часть башни перемещалась в течение суток в пределах 5 см, изменения высоты сооружения составили не более 4 см. Также предложена новая методика обработки данных с использованием метода наложения интервалов, преимущество которой заключается в более детальном описании смещения конструкции. Для исследования была разработана экспериментальная установка, позволяющая моделировать перемещения спутникового приемника.
    Ключевые слова: деформационный мониторинг, высотные сооружения, Шуховская башня, солнечный нагрев сооружения, глобальные навигационные спутниковые системы, обработка спутниковых измерений, анализ Фурье, экспериментальная установка.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. URL: www.geodinamika.ru (дата обращения: 21.02.2015).
    2. Осипов В. И., Медведев О. П. Москва. Геология и город. М. : Московские учебники и Картолитография, 1997. 400 с.
    3. Фялковский А. Л. Создание современных комбинированных сетей для оценки деформационной опасности городских агломераций и промышленных площадок // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2013. № 6. С. 16-19.
    4. Гурьев В. В., Дорофеев В. М. Обеспечение безопасности работы несущих конструкций высотных зданий // Промышленное и гражданское строительство. 2004. № 12. С. 30-32.
    5. Ting-Hua Yi, Hong-Nan Li, Ming Gu. Recent research and applications of GPS-based monitoring technology for high-rise structures [Современные разработки и приложения для мониторинга высотных сооружений с использованием GPS-технологий]. Structural control and health monitoring. 2013. Vol. 20. Iss. 5. Pp. 649-670.
    6. Hyo Seon Park, Hong Gyoo Sohn, Ill Soo Kim, Jae Hwan Park. Application of GPS to monitoring of wind-induced responses of high-rise buildings [Применение GPS для мониторинга деформаций высотных сооружений, вызванных ветровыми нагрузками]. The Structural Design of Tall and Special Buildings. 2008. Vol. 17. Iss. 1. Pp. 117-132.
    7. Breuer P., Chmielewski T., Gorski P., Konopka E., Tarczynski L. The Stuttgart TV Tower - displacement of the top caused by the effects of sun and wind. [Штутгартская телебашня - перемещение верхней части башни, вызванное действием солнца и ветра]. Engineering Structures 30 (2008). Pp. 2771-2781.
    8. Овчаренко А. В., Беликов В. Т., Баландин Д. В., Угрюмов И. А., Козлов Ю. Е., Хильманович В. М., Незнаева Е. Л., Комшилов В. И. Комплексный GNSS-мониторинг деформаций высотных сооружений башенного типа // Инженерные изыскания. 2012. № 7. С. 38-45.
    9. Бикташев М. Д. Башенные сооружения. Геодезический анализ осадки, крена и общей устойчивости положения. М. : АСВ, 2006. 376 с.
    10. Шеховцов Г. А., Шеховцова Р. П. Современные геодезические методы определения деформаций инженерных сооружений. Нижний Новгород : ННГАСУ, 2009. 156 с.
    11. Лапшин А. Ю., Староверов С. В., Фялковский А. Л. Исследование суточного движения Шуховской башни спутниковыми методами / Материалы 9-й общерос. конф. "Перспективы развития инженерных изысканий в строительстве в Российской Федерации". М., 2013. С. 127-130.
    12. Резник Б. Е. Непрерывные геодезические измерения деформаций строительных конструкций эксплуатируемых сооружений // Геопрофи. 2008. № 4. С. 4-10.
    13. URL: www.rp5.ru (дата обращения: 21.02.2015 ).
    14. Фялковский А. Л. Особенности обработки результатов спутниковых наблюдений за сооружениями, имеющими суточный ход. Материалы 10-й науч.-практ. конф. молодых специалистов "Инженерные изыскания в строительстве". М. : ПНИИИС, 2014. С. 125-130.
    15. Антонович К. М. Использование спутниковых радионавигационных систем в геодезии. В 2 т. М. : Картгеоцентр, 2006. Т. 2. 360 с.
  • ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ, АЭРОДРОМОВ
  • Исследование деформаций жестких покрытий дорог и аэродромов при наличии в их конструкции ремонтных вставок
  • УДК. 625.848.717
    Максим Давидович СУЛАДЗЕ, инженер, аспирант, e-mail: suladzemd@gmail.com
    ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», 125319 Москва, Ленинградский просп., 64
    Аннотация. В процессе эксплуатации жесткие аэродромные и дорожные покрытия подвергаются различным разрушениям (трещины, сколы кромок, шелушение и т. д.). Наиболее распространенный способ устранения таких разрушений - устройство ремонтных вставок. Цель статьи - изучение деформированного состояния и единства работы вставки с остальной частью жесткого аэродромного покрытия, а также установление оптимальных размеров этих вставок в плане и их толщины. Путем компьютерного моделирования была изучена работа конструкции с вставкой переменного размера и толщины при различном положении нагрузки. Расчет модели выполнен методом конечных элементов в программной среде «Basis+». Основным критерием состояния покрытия выбрано изменение его напряженно-деформированного состояния. В результате расчета получены значения прогибов конструкции и построены их графики. Анализ полученных данных позволил определить области в конструкции, где отсутствует контакт между вставкой и плитой (наличие зазора между ними), выбрать оптимальные параметры вставки для его совместной работы с исходной конструкцией. Теоретически обоснована необходимость устройства связи между вставкой и плитой, а также шва между ними. Подтверждена эффективность выбранного критерия для решения рассматриваемых задач. Необходимо дальнейшее изучение данного вопроса с внедрением полученных результатов в нормативную литературу по содержанию покрытий аэродромов и дорог.
    Ключевые слова: жесткие искусственные покрытия дорог и аэродромов, напряженно-деформированное состояние, ремонтная вставка, деформации, расчетная модель.
  • ЛИТЕРАТУРА
    1. Бочарова А. Ю., Сабуренкова В. А. Комплексные исследования искусственных покрытий аэродромов // Актуальные вопросы проектирования, строительства и эксплуатации зданий, сооружений аэропортов: сб. тр. науч.-практ. конф., посвященной 80-летию ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект". М. : ЗАО "Светлица", 2014. С. 157-167.
    2. Федулов В. К., Артемова Л. Ю. О дефектах жестких покрытий // Информавтодор. 2009. № 1. С. 5-9.
    3. Van Dam T., Taylor P., Fick G. Sustainable concrete pavements: a manual of practice [Долговечность жестких покрытий: практическое руководство] // Institute for Transportation, USA, Iowa State University research park, 2012.
    4. Березин В. И., Виноградов А. П., Иванов В. Н., Игнатенко Е. Н. [и др.]. Управление состоянием жестких покрытий аэродромов. М. : Воздушный транспорт, 2010. 124 с.
    5. Лещицкая Т. П., Попов В. А. Современные методы ремонта аэродромных покрытий. М.: МАДИ (ГТУ), 1999. 131 с.
    6. Frentress D. P., Harrington D. Partial-depth repairs for concrete pavements [Частично заглубленные ремонтные вставки в жестких покрытиях] // CP Road Map, May 2011, pp. 7-11.
    7. Кульчицкий В. А., Макагонов В. А., Васильев Н. Б., Чеков А. Н., Ромашков Н. И. Аэродромные покрытия. Современный взгляд. М.: Физматлит, 2002. 528 с.
    8. Татаринов В. В. К вопросу расчета жестких покрытий аэродромов // Аэропорты. Прогрессивные технологии. 2012. № 2(55). С. 24-27.
    9. Васильев Н. Б., Бойко В. Н., Усанов С. А. Современный подход к конструированию аэродромных цементобетонных покрытий // Аэропорты. Прогрессивные технологии. 2007. № 2. С. 16-18.
    10. Soderqvist J. Design of concrete pavements- design criteria for plain and lean concrete [Проектирование жестких покрытий - критерий проектирования цементных покрытий и покрытий из тощего бетона] // Licentiate Thesis in Structural Design and Bridges, Stockholm, Sweden, 2006. 140 p.
    11. Федулов В. К., Артемова Л. Ю., Суладзе М. Д. Исследование влияния ремонтных вставок на изменение напряженного состояния жестких искусственных покрытий дорог и аэродромов // Промышленное и гражданское строительство. 2015. № 2. C. 59-62.
    12. Артемова Л. Ю., Ефимова Е. С., Федулов С. А., Федулов В. К. Изгиб двухслойной балки с трещиной на упругом основании // Наука и техника в дорожной отрасли. 2010. № 3. С. 12-13.
    13. Федулов В. К. О нарушении контакта между слоями двухслойного покрытия // Аэропорты. Прогрессивные технологии. 2014. № 1-2. С. 58-60.
    14. Попов В. А. Долговечность эксплуатируемых бетонных покрытий аэродромов. М.: Техполиграфцентр, 2007. 92 с.
    15. Виноградов А. П., Иванов В. Н., Козлов Г. Н., Козлов Л. Н. [и др.]. Продление эксплуатационного ресурса покрытий автомобильных дорог и аэродромов. М. : Ирмаст-Холдинг, 2001. 170 с.


апрель 2015 июнь 2015